Понедельник, 26.06.2017, 19:56
Новосибирский дуэт ДВЕ ДУШИ
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Категории каталога
СТАТЬИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ [9]
Статьи от мастеров
Главная » Статьи » СТАТЬИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

ШКОЛА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА =УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ=
ШКОЛА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ/Романова Л. В./
-------Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. —
Методика Л. В. Романовой адресована всем желающим научиться пению, в том числе и тем, у кого нет музыкального образования. В методике в единую систему сведены два раздельных момента обучения — тренировка дыхательных мышц, артикуляционного аппарата и формирование вокального звука.
Автор книги, опытный преподаватель с большой сценической практикой, успешно работает не только с учащимися, обладающими хорошими вокальными данными, но и с теми, у кого частично раскоординированы слух и связки, отсутствует чувство ритма, плохая дикция. Для работы с такими «трудными» учениками подбирались специальные, несложные в исполнении вокально-дыхательные упражнения, на их основе и написана данная методика.
К учебному пособию прилагается видеодиск, на котором представлены занятия автора с учениками и минусовые фонограммы упражнений.

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая методика рассчитана как на лиц, впервые приступивших к изучению основ постановки голоса, так и на тех, кто уже имеет представление о работе над голосом. Все технические моменты, о которых говорится в пособии, должны быть изучены и прочувствованы на психологическом и физическом уровнях.
Прочитав вступительный текст, обратитесь к видеодиску и просмотрите видеозаписи занятий с учениками. Затем переходите к минусовым фонограммам упражнений для самостоятельных занятий. В этих фонограммах записана только вокальная строчка, чтобы обучающемуся было легче услышать, точно ли его голос воспроизводит звуки данных нот. Наиболее важные моменты работы над приобретением вокальных навыков указаны в текстах.
На первом этапе обучения следите за чистотой интонации голоса, не отвлекайтесь на художественное исполнение, пойте механически, добиваясь чистого, опертого и одинаковой силы звучания звука. На следующих этапах даже тренировочные упражнения должны исполняться как вокальные произведения.
Старайтесь через музыкальный текст упражнений передать свой настрой, интерес и любовь к занятиям. Просматривая видеодиск, обратите внимание на серьезное отношение учеников к урокам пения, на их настроение.
Юноша и девушка — исполнители упражнений и вокальных произведений — до занятий по данной методике обладали самыми обыкновенными вокальными задатками и не имели возможности поступить в профессиональное учебное заведение на факультет сольного пения. После изучения этой школы вокала девушка смогла стать студенткой факультета эстрадно-джазового пения Университета культуры и искусства Санкт-Петербурга, а юноша поет в собственной группе. Ария и песня на диске, исполняемые им, сложны и требуют более длительной вокальной подготовки и дополнительных технических навыков. Тем не менее, некоторые отрывки произведений исполняются неплохо, заметно,
•3•
что человек развивает свои певческие возможности — овладел техникой перехода из нижнего в верхний регистр, техникой дыхания — однако дикция пока вялая и над ней ему еще предстоит работать.
Я обучалась вокальному искусству в традиционной академической манере и к концу обучения, по мнению педагогов по вокалу и просто профессиональных музыкантов, довольно неплохо владела голосом. Впоследствии, однако, выяснилось, что это не совсем так. Во время моей работы в оперном театре в Кёльне (Германия) я была приглашена исполнить несколько народных казачьих песен с оркестром народных инструментов этого города. И тут оказалось, что я не владела народной манерой пения (грудной). Руководитель оркестра был очень удивлен, что я не могу спеть ноту до второй октавы грудью, так как не хватает опоры дыхания. Он задал мне вопрос: «Но ведь вы учились вокалу в профессиональном заведении! Как же так — вы не умеете петь в народной манере? Это же первая ступень обучения вокальным навыкам!»
С этого момента и началась моя работа по созданию методики, позволяющей певцу владеть голосом во всех манерах — народной, эстрадной, джазовой и академической.
Я считаю, что вокалист-певец должен хорошо владеть своим инструментом — голосом, быть не просто исполнителем, но и хорошим музыкантом. Необходимо, чтобы в репертуар занимающегося постановкой голоса входили и народные песни, и джазовые стандарты, и романсы, и городские песни, и вокализы, и арии. Конечно, все произведения должны подбираться с учетом степени владения голосом, начиная с самых простых и постепенно переходя к сложным.
Вы мечтаете о большой сцене? Хотите стать профессиональным артистом?
Ваша мечта осуществится, если вы научитесь правильно, творчески работать со своими музыкальными задатками. Тогда вы разовьете их в действительные способности и даже в большой талант.
Эта методика по постановке голоса может стать вашей отправной точкой в интересное творческое путешествие по бурному морю артистической жизни.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ГОЛОСЕ
Голос — это инструмент, заключенный в тело. Поэтому его звучание во многом зависит от физической формы и самочувствия человека.
Занимаясь постановкой голоса, вам придется соблюдать кое-какие несложные правила:
1. Спать не менее семи часов.
2. Не допускать ни чувства голода, ни сытости. Есть минимум за один час до пения.
3. Беречь от переохлаждения руки и ноги; в мороз ниже -6°С носить шапку.
4. Воздерживаться от употребления алкоголя, так как он приводит к отеку голосовых связок, а значит, мешает их подвижности в работе.
5. Воздерживаться от курения — оно вызывает постоянные симптомы фарингита, сушит слизистую голосового аппарата. Голос сипнет, понижается способность связок растягиваться, уменьшается голосовой диапазон.
6. Нельзя есть перед пением орехи, семечки, шоколад, виноград, молоко, печенье и сухари. Частицы этих продуктов осаждаются в складках слизистой, что мешает работе голосового аппарата, может возникнуть кашель из-за першения.
7. В холодное время года после пения нельзя сразу же выходить на улицу. При пении связки и слизистая сильно разогреваются, поэтому необходимо подождать, пока они вернутся к нормальной температуре (можно выпить воды комнатной температуры).
Голосовой аппарат можно считать здоровым, когда слизистая хорошо увлажнена. У начинающих певцов самая распространенная болезнь — фарингит, воспаление слизистой глотки. К фарингиту может привести неправильный вдох ртом при пении, пение без опоры дыхания (на горле), резкое колебание температур, пыль, спиртное, постоянное раздражение слизистой курением, острой пищей, горячими или слишком холодными напитками.
•5•
Первая помощь при фарингите:
1) полоскание теплым раствором маслосодержащих лекарственных растений — шалфея, эвкалипта, календулы;
2) масляные теплые компрессы на горло;
3) закапывание на ночь оливкового масла в нос, чтобы оно протекло по задней стенке глотки.
Я не призываю вас отказаться от вредных привычек совсем, но на время обучения желательно все же обходиться без них. В момент вашего выступления на сцене эти привычки могут сыграть с вами злую шутку. Потеря контроля над связками и дыханием способна привести к срыву голоса, который придется долго и недешево лечить. Кроме этого, может уменьшиться диапазон голоса.
Важная характеристика голоса — тембр. Тембр звука — это особое свойство, придающее звуку ту или иную характерную окраску, оно присуще любому голосу и инструменту. Тембр определяется количеством и качеством призвуков, или обертонов, неизбежно сопровождающих каждый звук. У человека одновременно с колебанием-смыканием упругих голосовых связок возникают дополнительные колебания и резонирование в теле, что и приводит к появлению более высоких и более низких призвуков, они сливаются с основным звуком голоса и придают ему индивидуальную неповторимую окраску.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТРОЕНИИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
В состав голосового аппарата входят: ротовая полость, носовая полость с придаточными пазухами, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой.
Гортань расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, выходящую сверху в полость глотки, а снизу переходящую в трахею. Гортань выполняет тройную функцию — дыхательную, защитную и голосовую. При дыхании вход в гортань открыт, во время пения вход в нее сужается и прикрывается надгортанником.
Голосовые связки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании связки сближаются (смыкаются), голосовая щель закрывается. Внутри связок находятся внешние и внутренние мышцы. Внутренние мышцы называются вокальными.
Бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких.
Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола — правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма регулирует скорость выхода воздуха и подсвязочное давление при образовании звуков и изменении их силы.
Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полости, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые связки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые связки преграждают путь выдыхаемому воздуху. Воздух в подсвязочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подсвязочное давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые связки, и возникает звук.
Далее об этих этапах будет говориться более подробно.
•7•
КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ВОКАЛЬНО-ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Моя методика называется «Концентрационные вокально-дыхательные упражнения». Объясню, почему. При исполнении упражнений потребуется концентрация вашего внимания на синхронной работе голосового аппарата, диафрагмы и мышц живота. Вы будете должны не просто научиться правильно дышать, а, опираясь на диафрагму, живот и мышцы спины, сформировать красивый, свободный вокальный звук. Процесс обучения по данной методике сводится к запоминанию правильных слуховых, мышечных и резонаторных ощущений.
В начале занятий классификация голоса (тенор, баритон, бас, альт, меццо-сопрано, сопрано) роли не играет: вы будете петь упражнения в пределах тех нот, которые можете озвучить с чистой интонацией, не перенапрягая голосовой аппарат — сохраняя свободу челюсти, корня языка, мышц шеи и затылка. Закрепив навыки в этом диапазоне, можно будет постепенно расширять возможности голоса. Но в погоне за высокими или низкими нотами не упустите главное — качественное, тембрально окрашенное звучание голоса.
Распеть можно даже голос, не имеющий выраженного певческого материала. Конечно, возможностей у такого голоса меньше, чем у природного, но все-таки они есть, и неплохие. Голос с природным певческим материалом и искусственно распетый голос можно сравнить с фортепиано и синтезатором. Как и звук синтезатора, сделанный голосовой материал будет приятным, с чистой интонацией, с достаточной подвижностью, но не имеющим яркой красоты. С такими голосовыми возможностями можно работать в любом жанре, в любой манере — конечно, кроме классического оперного искусства, где требуется природный певческий материал и особая музыкальная одаренность, тонкое чувство музыки, воспитанное с детства.
Во время обучения старайтесь слушать певцов и музыкантов высокого профессионального уровня. Это не только сформирует хороший музыкальный вкус, но и поможет вам в работе над голосом.
Когдазвучит песня, ваш голосовой аппарат и мышцы повторяют работу мышц и голосового аппарата исполнителя. Поэтому, слушая хорошего певца, вы приобретаете правильные навыки пения.
Слушайте как можно больше разнообразной музыки — не только вокальной, но и инструментальной — это поднимет ваш культурный уровень. Низкий культурно-музыкальный уровень является препятствием в обучении вокалу наряду с плохо развитым слухом и фальшивой интонацией голоса. При желании эти недостатки можно устранить. Самое важное условие для этого — систематические упражнения и правильная работа по ликвидации культурно-музыкальной неграмотности.
ВДОХ И ВЫДОХ
Как уже упоминалось, процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух поступает через носовую и ротовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи — в расширенные при входе легкие.
Как делать вдох — ртом или носом?
Вдох вы должны делать носом, но дополнительно вдыхайте через рот — непосредственно перед самым звукообразованием. Поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть нёба, на нёбный язычок, а не на заднюю стенку гортани. Это предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли.
Губы должны быть мягкими, челюсть опущена свободно (работа челюстей при жевании и пении принципиально отличается), коренные зубы не смыкаются, корень языка расслаблен, мышцы груди тоже, плечи и лопатки опущены. Стойте, плотно опираясь на обе ноги, чтобы сохранить симметричность расположения мышц. Делайте вдох указанным образом, через нос и рот, не поднимая груди, не напрягая челюсть и корень языка. Постарайтесь почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как открывается диафрагма на выдохе. Для этого чётко произнесите звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш и продолжите их на выдохе звуками ФУ-У-У-У-У-У. Повторите полученное звуковое сочетание КШШШФУУУ не менее 10 раз. Анализируйте работу внутримышечного корсета и диафрагмы. Косые мышцы живота напрягаются с подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра опускаются и расширяются в области талии, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У-У). Запомните физические ощущения. Отметьте важный момент: когда вы произносите КШ-ФУ, между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка — перестройка с вдоха на выдох. Эта крошечная пауза очень важна, но это не остановка и не зажим дыхания. Эта пауза должна быть мгновенной и естественной, в то же время четко переключающей в пении вдох на выдох.
Упражнение «КШ-ФУ» нужно делать ежедневно, сразу после подъема с постели. Оно является настройкой дыхания для речи, а от правильной
•9•
и четкой речи в быту зависят ваши вокальные успехи. Это упражнение — хороший массаж связок активной воздушной струей.
Упражнения данной методики дают возможность ощутить и запомнить правильную работу дыхательного и речевого аппарата. Обратите внимание — вы занимаетесь упражнениями ограниченное количество времени, а разговариваете целый день. Но если вы говорите неправильно, все навыки, приобретенные на занятиях, сводятся к нулю.
Различаются три вида дыхания: ключичное, грудное и грудо-брюш¬ ное (диафрагмальное). Ключичное дыхание не годится для пения и не раздвигает грудную клетку. В вашей работе вдох обязательно должен открывать грудную клетку, при этом грудь и плечи не поднимаются. Вдох можно контролировать руками, положив их ладонями на ребра: руки должны ощутить, как расходятся ребра под напором потока воздуха, входящего в легкие. Сделайте выдох (сброс дыхания) — руки ощутят, как ребра опустились.
Вдох и выдох должны быть всегда активными с активным сокращением дыхательных мышц. В активном выдохе участвуют межреберные мышцы, опускающие ребра вниз, а также мышцы брюшного пресса.
Брюшной пресс, сокращаясь, давит на органы в брюшной полости, поднимает в ней давление и таким образом поднимает уступающую этому давлению диафрагму. Диафрагма оказывает давление на легкие, и воздух начинает выходить из них. Этот процесс называется формированием опоры звукового дыхания. В пении нужно пользоваться именно таким типом дыхания (грудо-брюшным, или диафраг¬ мальным).
Ни в коем случае нельзя втягивать живот, а когда кажется, что воздух в легких заканчивается, надо наоборот — попытаться оттолкнуть переднюю стенку живота, открыть его. Тем самым станет возможным длительное звучание и стабилизируется гортань.
Осуществляя правильный фонационный выдох, совершая движения мышц, требующиеся для четкого произношения слов (букв, слогов) в ваших упражнениях, вы создаете давление воздушного потока, необходимое для образования различных звуков. Гладкие грудные мышцы расслабляются, увеличивая просвет в бронхах, и тогда процесс дыхания происходит свободно и полноценно.
Когда гортань находится в одном и том же положении, вы приучаете вокальный аппарат работать в одном режиме во всех диапазонах. Это создает тембровое постоянство и ровность голоса. Пытаясь петь разные гласные различной высоты с одинаковым положением гортани, вы приучите себя к сознательному мышечному контролю за работой голосовых связок.
Постановка голоса — это стабилизация гортани с помощью правильного дыхания и приобретение правильных певческих навыков.
•10•
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ И ПОДВИЖНОСТИ ЯЗЫКА
Гортань и голосовые связки — это место, где энергия мышечных сокращений переходит в звуковую энергию. Она рождается при прохождении подсвязочного воздушного столба через периодически открывающийся затвор голосовой щели.
Звуковая энергия распространяется вверх и вниз по воздухоносным путям, при этом она в основном теряется в стенках внутренних органов. Только незначительная ее часть достигает выхода в пространство. Чтобы как можно больше звуковой энергии выходило наружу, вам необходимо научиться правильно использовать ротоглоточный аппарат.
Челюсть должна быть свободной, а язык иметь определенную подвижность, чтобы можно было правильно расположить его во рту в зависимости от задачи по извлечению звука.
Чем выше звук, тем больше (шире) должен быть проход для его выхода, а значит, корень языка должен быть расслаблен и опущен в горло. Извлечение же низких звуков требует фиксации гортани корнем языка в естественном положении, но при этом рот должен быть приоткрыт для формирования жесткого, читаемого потока звука.
Развить подвижность языка вы можете с помощью следующих упражнений:
1. Высуньте язык и быстро двигайте им из угла в угол рта (челюсть остается на месте). Попытайтесь спеть «Подмосковные вечера» или «Во поле береза стояла».
2. Двигайте языком к верхней и нижней губам. Кончиком языка старайтесь достать маленький нёбный язычок, скользя по верхнему нёбу.
3. Старайтесь так сильно высунуть язык, чтобы его кончик достал перемычку между ноздрями, затем нижний край подбородка.
4. Активно облизывайте тарелку, сильно прижимая ее к языку, чтобы его корень и нижняя уздечка чувствовали напряжение.
Для развития артикуляции проговаривайте скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».
«На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
«Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».
Язык формирует во рту и глотке полости, необходимые для возникновения певческих звуков — формант. Для развития тембраль¬ ных свойств голоса необходимо развивать подвижность языка и мышцы глотки. Важно знать следующее:
1. Зажатая челюсть — одна из причин перенапряжения языка, кроме этого она подтягивает вверх гортань. Поэтому очень важно работать над свободой челюсти.
•11•
2. Положение языка меняет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембральную окраску голоса.
3. Губы являются основными формирователями губных согласных и принимают участие в окончательном образовании гласных. Положение губ также влияет на тембр певческого звука.
Основные требования к работе артикуляционного аппарата — естественность и активность. В работе над освобождением артикуляционного аппарата непременное условие — не заниматься до усталости, так как она может вызвать новые зажатия — как дыхания, так и артикуляции. Обращайте внимание на четкое произношение окончаний в словах, это улучшает дикцию. Не укрупняйте и слишком не утрируйте согласные. Певческий голос отличается от разговорного только диапазоном и более богатой окраской.
Как правильно открыть рот. Выполняя упражнения этой методики, смотрите на себя в зеркало. У вас должна работать только нижняя челюсть, опускаясь как лифт, — при этом образуются отверстия в челюстных сумках (чтобы почувствовать эти отверстия, приложите пальцы обеих рук к местам, где соединяются уши и нижние челюсти, и откройте рот). Верхняя челюсть остается в неизменном положении. Лоб не морщите и не делайте брови «домиком». Не дергайте головой, не пережимайте мышцы шеи и спины. При исполнении упражнений лицо не должно выражать никаких эмоций.
Если лицо искажается гримасой «трудности», значит, недостаточно добросовестно работают межреберные мышцы, диафрагма и живот. Обратите внимание, не задерживаете ли вы дыхание (при выдохе). Закрывайте рот, когда заканчивается звучание ноты, иначе получается «съеденный» конец звука или звучит посторонний звук М на конце фразы.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОДАЧИ ЗВУКА
Важнейший момент в постановке голоса — научить речевой аппарат формировать подачу различных по тональной речевой высоте гласных звуков в одинаковой манере, близкой к произнесению гласной А. Попробуйте прочитать какую-нибудь стихотворную строчку из одних гласных («А ведь это любовь... — А-Е-Э-О-Ю-О...»). Протяните этот поток гласных, добейтесь красивого ровного звучания. Затем в этот поток вставьте четкие коротко и легко произнесенные согласные. При этом следите, чтобы слово было близким (на зубах). Согласные звуки при пении являются лишь кратким прерыванием гласных звуков, но от четкости их произнесения зависит разборчивость речи и пения. На разборчивость также влияет одинаковая сила звучания всех гласных звуков. Помните про правильную работу дыхания.
При формировании звука важна правильная атака звука — посыл дыхания узконаправленной струей к корням верхних зубов. Атака оказывает большое влияние на звучание голоса в момент его зарождения.
•12•
Голос певца, умеющего правильно формировать звук (делать его летящим, собранным), звучит для слушателей громче, чем голос певца с мощью крика, но с несобранным, нелетящим звуком.
У мужчин существуют два регистра — грудной и головной. У женщин — три регистра: грудной, головной и микст. При работе грудного регистра связки вибрируют всей своей массой — происходит полное замыкание голосовой щели. При работе головного регистра происходит точечное смыкание связок на тональной высоте.
Микст — это плавный переход от грудного звучания к головному. Путем тренировок необходимо найти комбинацию грудного и головного типа вибраций голосовых связок, чтобы голос приобрел смешанное (микстовое) звучание.
Также важным является выработка певческого вибрато. Оно образуется благодаря периодическому смещению (дрожанию) гортани. Отсутствие вибрато делает голос «неживым», а тембр — непевческим.
О РЕЗОНАТОРАХ
Часть звуковой энергии, поглощенная стенками голосового аппарата, сотрясает их, вызывая у певца ощущение вибрации в груди и лицевой части черепа. Это ощущение — резонация. Различаются следующие резонаторы — головной (маска лица, то есть пространство лицевой части черепа между носом и ртом) и грудной. Грудные резонаторы — трахея, бронхи и легкие, наполненные воздухом. Грудной резонатор добавляет голосу силу, полноту и объемность звучания.
Резонация ненамного усиливает полезную силу звукового эффекта, звуковой энергии. Она является показателем качества звучания голоса, т. е. правильно сформированного звукового дыхания, и видоизменяет исходный тембр (добавляет звонкость, яркость, округлость). Индивидуальный тембр голоса зависит от анатомических особенностей строения гортани и баланса гормонов в вокальных мышцах.
Вы должны научиться пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами, так как постоянное пение только головным резонатором обедняет звучание голоса: он зажимается, теряет способность полностью передавать эмоцию и характер произведения. Если же использовать при пении только грудной резонатор, то голос теряет подвижность, тяжелеет, может начаться ранняя тремоляция (качание голоса).
ПОЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!
Артист должен быть сильной личностью, человеком высокого уровня развития, с собственным мировоззрением и творческой идеей. Нельзя исполнять произведения, говорить, петь о предмете и чувствах, в которые ты не веришь, которым не предан: исполнение не будет искренним и не будет вызывать эмоционального ответа у публики.
•13•
Самое страшное для артиста — быть проводником чужих идей, не соответствующих его энергетическому и эмоциональному состоянию. Происходит подрыв психического здоровья.
Артист обязан нести публике огромную всепоглощающую любовь. В момент выступления для артиста публика становится единым существом, которое он бесконечно любит — тогда концерту обеспечен успех.
Осмысление человеком жизни, жизненных обстоятельств приводит его к творчеству. Но есть опасность в том, что творческую идею легко можно сделать культом, тем самым подавлять окружающих людей, исказить и занизить восприятие жизни. Ориентироваться артист должен на высшие культурные ценности.
Нельзя допускать в культуру варварства, низкодуховных артистов, разрешать им идти вперед — это неизбежно приведет к частичной или полной деградации культуры.
Эти сведения о задачах артиста содержатся в учебной литературе, которой пользовались в XIX-XX вв. учителя пансиона Маркези в Париже для воспитания артистов оперного театра.
Для исполнения вокальных произведений, для актерской речи требуется полная нервно-эмоциональная свобода, которая тесно связана с комфортными физическими ощущениями при работе мышц тела.
Внутренние ощущения певца наряду со слухом — важнейшее средство контроля за работой голосового аппарата. Опытные певцы, не обладая абсолютным слухом, могут определить высоту ноты по своим ощущениям.
Заниматься желательно первое время перед зеркалом, чтобы видеть свое лицо и шею. Голову не запрокидывайте и не вытягивайте шею вперед. Если нет зеркала — контролируйте правильное положение с помощью книги, положив ее на голову. При этом вы не сможете дергать головой и заставите работать только нижнюю челюсть и мышцы туловища.
Самое естественное для любого человека — петь в речевой позиции на заданный мелодический рисунок («петь как говорить»). Научившись правильно формировать подачу звука, вы будете интонировать мелодию со словами.
Навыки, которые вы сможете получить, занимаясь по этой методике — лишь фундамент, основа постановки голоса. Далее следует работать над манерой и подачей звука в соответствии с выбранным вами направлением — народной песней, эстрадной поп-музыкой, джазовым или академическим пением. Каждый жанр имеет свою специфику подачи, манеры и звуковедения.
Существует много приемов добиться желаемого звучания, но этому следует учиться только тогда, когда вы хорошо овладели базовой постановкой голоса, довели все движения и ощущения до автоматизма, т. е. когда вам не надо думать в процессе пения, как вдохнуть и на что опереться.
•14•
Обо всех премудростях, касающихся каждого вокального жанра в отдельности, мы поговорим позже, в учебном пособии для учащихся факультетов сольного пения.
Хорошее пение основано на правильной работе голосового и дыхательного аппарата, оно дает возможность использовать эмоциональное настроение в полную силу. Пение тесно связано с эмоциональной сферой, оно является музыкальным переживанием состояния поющего, так как тяга к музыкальному выражению идет через речедвигательный аппарат из подсознания под давлением психического состояния.
Воспроизводя голосом ту музыку, которую певец слышит внутри, он четко характеризует свой интеллектуальный и нервно-эмоциональный уровень.
Занятия вокалом, пением являются мягкодействующим и эффективным методом лечения психических заболеваний и нервных расстройств. При этом больной сам выбирает себе лекарство — песню, музыка и слова которой выражают его состояние. Он поет, выплескивая переживаемую эмоцию, и освобождается от внутреннего нервного напряжения. Спев песню и пережив эту эмоцию несколько раз, он легче относится к происходящему, к нему возвращается вера в будущее, надежда на улучшение, появляется желание жить.
Так что пойте на здоровье! Пойте для здоровья!
Воспитывайте свою нервную систему, вырабатывайте доброжелательное отношение к окружающим, учитесь понимать себя и поступки других людей.
Психологическая стабильность — залог успеха в приобретении навыков технического совершенства не только в актерской, но и в любой другой профессии. По сути дела, органы, участвующие в голосо¬ образовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. В целом певческий процесс — это сложный психофизический акт.
О пользе правильного дыхания написано уже немало трудов. Советую прочитать «Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутей¬ ко, цигун». Конечно, каждый человек должен научиться правильно дышать, но все техники оздоровительного дыхания не относятся к вокальному, хотя и могут вас научить чувствовать работу мышц, участвующих в певческом дыхании. Звук поддерживается дыханием, без звука развить певческое дыхание невозможно. И наоборот, издавая звуки, но не владея механизмом вокального дыхания, красивыми их сделать не удастся.
В работе над голосом важна регулярность занятий!
Но к занятиям нужно готовиться правильно: не должно быть физической усталости, чувства голода, болезней голосового аппарата, подавленного нервно-эмоционального состояния. Вы должны заниматься с удовольствием!
[i]

Источник: http://www.music.teach-yourself.ru

Категория: СТАТЬИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ | Добавил: (23.03.2010) | Автор: egormidi
Просмотров: 12447 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа
Поиск
Друзья сайта




Мы работаем
 с представителями
прямых заказчиков!


 Дорогие Друзья!


-Не стесняйтесь обратиться к Нам,

   Напрямую-Без посредников!

Для организации
 всего мероприятия,целиком!

* МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК- БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ!*




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017